
Фото: Владимир Калинин
Записал Лёша Серебренников
Владимир Калинин — человек, зарабатывающий
на жизнь рекламной фотографией.
Делает он это так: каждый день просыпается, и начинает работать. В результате в клиентах у Владимира - глянцевые журналы, рекламные агентства и крупные компании. В начале осени Калинин открыл для них, а также для всех, кому это интересно, новую фотостудию. Мы приехали к нему в гости и говорили о том, как и зачем он это сделал. Попутно Владимир поведал, за что он любит большие пространства, как извлечь пользу из финансового кризиса, и рассказал о своем опыте общения со строителями.
Первая студия
Еще когда был фотографом-любителем, я
понял, что иметь свою студию гораздо интереснее, нежели ходить к кому-то в гости.
В те времена арендного бизнеса как таково
го не существовало. Но хозяева студий уже
были, и они за триста рублей в час пускали
к себе поснимать. Ненадолго и не всех. То
есть поснимать в студии можно было только
по знакомству.
Я тогда занимался дизайном, и у меня была
возможность после работы раздвинуть столы
и превратить офис в некое подобие студии. В
общем, понимание того, что нужно иметь свое
помещение, а не ходить все время куда-то,
изначально сложилось. А потом появились
арендные студии. И через год аренды такого
помещения я впервые открыл свою собственную на Китай-городе.
Мечта была давно. Но ведь когда делаешь
студию для себя, не как бизнес-проект, а как
личную мастерскую, это очень затратно.
Причем сразу же, с первой минуты: нужно
купить оборудование, платить аренду, решать
какие-то проблемы помимо творческих.
Чтобы на это решиться, нужно очень хотеть.
Студия — за и против
Как мы становимся фотографами? Начинаем с
любителей, потом понимаем, что можно еще и
денег заработать, потом многие из нас становятся настоящими профессионалами и творчески вырастают. И когда появляются деньги,
понимаешь, что они появляются, чтобы ты мог
делать свое дело лучше. Заводишь собственную студию, а когда она начинает простаивать
временами, сдаешь ее в аренду.
Сейчас у меня два помещения: одно можно
сдать в аренду, а во втором фотографировать
самому. А когда у меня была студия на Китай-городе, порой доходило до смешного: я сдаю
помещение в аренду и вдруг у меня самого
съемка. Приходилось куда-то ехать, снимать
помещение на несколько часов.
С другой стороны, пока ты такой вольный
фотограф, все время где-то бегаешь, толкаешься, ищешь интересные локации для съемки... А как только появляется собственное
съемочное пространство, уже не хочется
никуда ехать. Зачем? Можно же в студии
снять, без всех связанных с выездной съемкой неудобств.
Заказы
Снимать мне нравится всегда, интересно все.
Сейчас уже полегче в плане выбора: могу
отказываться от каких-то неинтересных проектов или уговаривать людей сделать более
интересную съемку, нежели они первоначально планировали.
Вторая студия
Вопрос о развитии стоял всегда. Студия
на Китай-городе была довольно просторной — шестьдесят с лишним метров только
съемочной площади и четырехметровые
потолки. Она стала очень популярной у арендаторов, и мне пришлось искать второе помещение. К тому же мне всегда мечталось иметь
помещение в пятнадцать метров длиной, что-
бы было 100–200 квадратов съемочного пространства и можно было делать очень «просторные фотографии». Чтобы можно было
снимать амплитудное движение, к примеру.
Некоторые студии страдают от этого недостатка пространства: вроде бы его много, а
когда начинаешь снимать, понимаешь, что ты
очень зажат по схемам: вот висит у тебя фон,
и только вплотную к нему ты можешь поставить софты, чтобы его осветить. А допустим,
если поставить два софта по 90, один 2,20 и
что-то еще, то для самой съемки места уже не
остается.
Да, есть студии, где гримерка вынесена за
рабочее пространство, и там можно найти
метров пятьдесят съемочного места. И все
равно, примерная длина студии — четыре-шесть метров. То есть делать такие фэшн-фотографии, когда модель стоит в трех метрах
от фона, а ты в трех-пяти метрах от нее, в
таких условиях просто невозможно. У меня
всегда была мечта сделать студию, которая не
сковывала бы своими рамками, в которой я
был бы ограничен только воображением. Вот
теперь я это могу.
Помещение
Критериев очень много. Высокий потолок —
от четырех метров. Не буду объяснять зачем,
все фотографы знают. Отдельный вход и круглосуточный доступ. Туалет на этаже. Горячая
вода, по возможности выведенный в студию
водопровод. Потому что и с водой что-то иногда снимаем, и в утилитарных целях она нужна — элементарно умыться модели. В моем
случае я еще дополнительно обрадовался
пятиметровому окну. Его можно расшторить и
снимать при дневном свете.
Очень важно местоположение студии. Как
ни странно, располагать ее в самом центре
города не стоит. Только кажется, что это престижно и до нее легко добраться. На самом
деле в часы пик (и не только) в центре постоянные пробки. Так что добираться легко, только
если все время ходить пешком. А клиенты и
модели пешком не очень-то ходят.
Финансовый кризис — двоякая штука.
Предыдущее помещение под студию, подходящее по моим критериям, я искал год. В этот
раз, посидев несколько минут в интернете, я
нашел двадцать помещений, удовлетворяющих
меня по всем параметрам. Заводы раcконсервировались, им нужно сдавать площади — именно с этим, на мой взгляд, связан сегодняшний
бум открытия фотостудий: за 4–7 тысяч в год за
метр можно снять практически любое помещение на заводской площади и быть уверенным,
что лет пять тебя оттуда никто не выгонит.
Обустройство
Обычно люди делают домашнюю студию: отгородили комнату, купили два-три прибора, и
для большей части заказов этого хватает. А
когда не хватает, можно пойти арендовать на
часок большое помещение. Это нормальное
адекватное решение. Но я не хотел делать студию дома. Во-первых, дом для меня — это прежде всего дом. Ну а прочие причины я изложил выше.
Здесь почти месяц кипела работа и трудились строители. Изначально, конечно, был
полный бардак: заводской цех, много мусора.
Была проведена перепланировка: одни двери
заложены, другие прорублены, закрыт балкон,
потому что зима и холодно. Потолка не было,
мы его сами сделали.
В любом бизнесе рано или поздно приходится сталкиваться с решением постоянных
проблем, в том числе со строителями. С
прорабом-то ты говоришь на одном языке. А
рабочие могут просто с утра не прийти. А
потом сказать: «О, ну это я болел». Так что
очень напряженный был месяц.
Каких-то отдельных запоминающихся случаев не припомню, просто такая вот битва: ты
встаешь в семь утра и идешь на работу. Ни о
каких съемках и творческих проектах и речи
быть не может, потому что совершенно не то
настроение. Я понял наконец, зачем людям
директора, администраторы, зачем они платят
им деньги. Мне в первый раз пришлось платить кому-то за решение определенных проблем. Потому что на фоне улаживания вопросов с налоговой и арендодателями, разбирательств со своим юридическим лицом возникает необходимость постоянно следить за
строителями. Они ведь тоже не все понимают
правильно. Говоришь им, чтобы стены не в
ноль штукатурили, а оставляли такую интересную фактурочку, а на следующий день видишь,
что они штукатурку на стены накидали кусками: «Ты же сам говорил фактурно сделать».
Строители — это особый народ; они как-то
совсем по-другому мыслят, но ссориться
с ними нельзя.
Профессия
Люди думают, что фотограф — это такая богемная профессия. Что мы не встаем раньше часа
дня, постоянно пьем шампанское, спим на
шелковых простынях… Все это, честно говоря,
правда. Еще мы бываем в совершенно удивительных местах, куда простым смертным вход
закрыт: на вечеринке в пентхаусе в отеле
«Балчуг Кемпински». На семнадцатом этаже
Москва-сити, допустим, в тот момент, когда
еще не вставлено ни одного стекла и можно
видеть под собой действительно всю Москву.
Другое дело, что и пахать приходится ежедневно. То есть почему я могу спать до часу
дня? Потому что у меня вчера съемка в три
ночи закончилась. А бывает, что, если она не
запланирована, ты приходишь домой в четыре, а в семь опять встаешь, чтобы куда-то
ехать.
Да, я почти каждый день встаю в семь часов
утра. Потому что это бизнес. Если ты раз или
два в неделю что-то снимаешь — это не профессиональная фотография, это любительская.
И деньги нужно зарабатывать чем-то еще.
Во-первых, ноги кормят, а во-вторых, со
временем сам понимаешь, что чем раньше
встанешь, тем больше успеешь оббежать локаций, придумать интересных ходов для запланированных съемок, за компьютером посидеть. К
тому же я все это делаю с удовольствием,
потому что мне повезло заниматься любимым
делом. Ведь большинство людей, сидящих в
офисе, вовсе не с огромной радостью это
делают.
Конечно, это все очень интересно. Когда
меня спрашивают, куда собираюсь в отпуск, я
просто не понимаю, зачем он мне, если отрывает от любимого дела.